Сможет ли Рахмон мирно покинуть свой пост? Об этом пишет platon.asia.
На днях один афганский сайт опубликовал интересный материал, в котором говорится о планах некоторых людей по свержению власти Рахмона посредством государственного переворота. Скорее всего, это какая-то дезинформация с целью дискредитации деятельности США во всем регионе, руководства таджикских спецслужб. Не случайно в статье заявляется, что «американцы не привержены своим обязательствам по обеспечению безопасности в Афганистане и предпринимают дестабилизирующие действия против афганских национальных интересов и зловещие планы…в этом регионе». Как бы то ни было, но любая такого рода информация заслуживает своего рассмотрения, тем более в преддверие президентских выборов в Таджикистане. К тому же в этом материале пишется, что по приказу Эмомали Рахмона, после кыргызских революционных событий, все силы безопасности и вооруженные силы приведены в полную боевую готовность.
Итак, в материале говорится, что два месяца назад председатель комитета национальной безопасности Таджикистана С. Ятимов в Кабуле тайно встретился с командующим военными силами США и НАТО генералом Остином Скоттом Миллером на авиабазе Баграм и предложил тому поддержать переворот против Рахмона. Ятимов мотивировал свое предложение коррупцией семьи Рахмона, резким снижением легитимности и признания власти таджикского президента среди народа. В качестве других причин он указал распространение экстремизма в регионе и борьбу за власть в семье Рахмона между Рустамом и Озодой.
В записке пишется: «Но американские военные и представители службы безопасности, посоветовавшись с Вашингтоном, выступили против выбора сроков реализации плана и не сочли нынешний этап подходящим для передачи власти».
Учитывая данный материал, можно ли считать, что в Таджикистане назревает переворот и Рахмон вряд ли сможет мирно уйти в отставку и передать власть сыну Рустаму? Ряд экспертов утверждает, что раз против Рахмона уже была попытка переворота со стороны военных в лице генерала Назарзода, то, значит, это теоретически возможно и сейчас. На самом деле, как писали разные авторитетные источники, выступление Назарзода в сентябре 2015 года сложно назвать попыткой государственного переворота.
Тогда официальные СМИ сообщали, что Назарзода якобы участвовал в гражданской войне в Таджикистане на стороне оппозиции. Но выяснилось, что это миф и он «большую часть военного времени провел за пределами Таджикистана». Власти утверждали также он был членом ПИВТ. В то время как «политсовет ПИВТ заявил, что Абдухалим Назарзода никогда не был членом партии». Среди всего прочего, если Назарзода действительно собирался произвести военный переворот, то тогда бы сделал хоть какое-то заявление о своих целях, но этого не произошло. Исходя из этого, «военный мятеж» Назарзода некоторые аналитики назвали бандитской вылазкой.
Есть мнение, что против Рахмона могут выступить криминальные авторитеты Горно-Бадахшанской автономной области. Однако они все, по сути, нейтрализованы. В начале июня этого года сообщалось, что «трех неформальных лидеров Бадахшана включили в черный список лиц, связанных с терроризмом». Два года назад таджикские власти произвели зачистку в ГБАО, когда большинство руководителей области были освобождены от своих должностей, у населения изъяли незарегистрированное оружие.
В области также образовали межведомственный штаб по обеспечению безопасности и правопорядка на основе специальных отрядов МВД и ГКНБ, в том числе ОМОН, СОБР и «Альфа». Тогда же, спустя месяц, 7 основных неформальных лидеров ГБАО подписали протоколы об официальном предупреждении, по которым сдали все свое оружие и обязались «не заниматься противоправными действиями и актами против безопасности государства».
Мы полагаем, что в настоящее время все крупные силовики в Таджикистане заинтересованы в сохранении статус-кво, чтобы не терять свои экономические и политические активы. Они ведь при согласии рахмоновского клана наладили свои дела, в том числе по сделкам вокруг наркотрафика в ГБАО. Соответственно, они даже будут заинтересованы в появлении рахмоновской династии, когда власть Рахмона перейдет к его сыну – Рустаму. Собственно, вот уже несколько лет как в Таджикистане вся политическая сфера зачищена – в стране практически не осталось политических противников Рахмона, способных бросить ему вызов. Есть Социал-демократическая партия во главе с Р. Зойировым, но она не имеет нормальных финансовых и информационных ресурсов, а также придерживается легальных форм политической борьбы, не претендуя на силовые акции.
Партия исламского возрождения поставлена вне закона не только в Таджикистане, но и в странах ШОС. Ее лидеры либо сидят в тюрьме, либо, как М. Кабири, находятся за рубежом на подпольном положении, не раскрывая свое точное местонахождение. То есть, если, например, таджикская зарубежная оппозиция начнет вести какую-либо пропаганду насильственной революции в Таджикистане среди соотечественников-мигрантов в России, то их сразу же арестуют российские спецслужбы. Что касается этнических таджиков в Афганистане, то большинство независимых таджикских экспертов полагают, что они не заинтересованы влиять на какие-то политические процессы, происходящие в Таджикистане. У них своих проблем в Афганистане полно, главная из которых – это противостояние Талибану.
Тем не менее, сегодня в Таджикистане развивается массовое обнищание народа, усугубляемое потерей мигрантами работы в России и других странах. Вдобавок серьезный удар по уровню жизни народа, экономике страны нанесла эпидемия коронавируса, унесшая жизни многих таджиков. Между тем власти во время эпидемии, по сути, оставили людей один на один с опасной болезнью. Более того, семья Рахмона заработала приличные деньги на продаже лекарств и продуктов, полученных в рамках международной гуманитарной помощи для борьбы с COVID-19. Одним словом, нажилась на горе и страданиях народа. Непопулярные социально-экономические меры режима Рахмона по выходу из кризиса усугубляются массовой коррупцией, кумовством, непотизмом в государственной власти, особенно на самом верху ее иерархии.
Таким образом, сейчас таджикский народ остро ненавидит Рахмона и весь его клан. Поэтому в случае подходящего момента, когда какая-нибудь серьезная сила выступит против Рахмона, либо какие-то силовики организуют дворцовый переворот, то народ незамедлительно поддержит их. Впрочем, повторимся, сегодня маловероятно, что кто-нибудь в Таджикистане из людей, имеющих необходимые для этого ресурсы, решится на переворот…