14:07, 29 апреля 2024 Пн

Вспышка COVID-19 и ее финансовые и экономические последствия спровоцируют существенное увеличение дефицита бюджета и госдолга стран, - МВФ

Вспышка COVID-19 и ее финансовые и экономические последствия спровоцируют существенное увеличение дефицита бюджета и госдолга стран, - МВФ — Today.kg

Пандемия COVID-19 разразилась на фоне существовавших перспектив слабого роста мировой экономики, низкой инфляции и номинальных процентных ставок. Пандемия подняла вопрос о необходимости принятия мер бюджетной политики на беспрецедентный уровень, говорится в выпуске «Бюджетного вестника» МВФ.

Согласно аналитике фонда, влияние пандемии на объем производства и государственные финансы будет огромным. Ответные меры органов государственного управления должны быть оперативными, скоординированными и соразмерными серьезности кризиса здравоохранения, а инструменты бюджетной политики должны играть основную роль.

Для решения первоочередной задачи — спасения жизней — необходимо полностью согласованное расходование средств на тестирование и лечение, что требует глобальной координации, включая поддержку стран с ограниченными возможностями системы здравоохранения с помощью грантов и льготного финансирования, а также разработку общедоступной вакцины. Для спасения жизней также необходимы меры социального дистанцирования — ключевого компонента коллективной защиты как внутри страны, так и в международных масштабах, — которые влекут за собой рост издержек из-за падения объема производства, снижения налоговых поступлений и необходимости обеспечивать защиту наиболее пострадавших граждан и компаний. Ее можно обеспечить за счет принятия масштабных, оперативных, временных и целевых мер, таких как финансируемые правительством оплачиваемые больничные и отпуска по семейным обстоятельствам, трансферты, пособия по безработице, дотации к заработной плате и отсрочка налоговых платежей. Аналогичным образом поддержка ликвидности компаний может снизить риск банкротств.

Вспышка COVID-19 и ее финансовые и экономические последствия спровоцируют существенное увеличение дефицита бюджета и уровня государственного долга по сравнению с предыдущими прогнозами. При падении объема производства доходы сократятся еще сильнее (согласно прогнозам, в базисном сценарии на 2020 год уровень доходов будет на 2,5% мирового ВВП ниже, чем прогнозировалось в выпуске «Бюджетного вестника» за октябрь 2019 года). Необходимые расходы на здравоохранение, а также меры в области налогообложения и расходования средств на поддержку населения и компаний также будут сопряжены с прямыми бюджетными издержками, которые сейчас оцениваются в 3,3 трлн долларов США в мировом масштабе. Кроме того, несмотря на то что кредитование государственного сектора и вливания капитала (1,8 трлн долларов США), а также гарантии и другие условные обязательства (2,7 трлн долларов США) могут поддержать финансовые и нефинансовые организации, они также создают бюджетные риски.

Судя по результатам ответных мер политики на текущий момент, можно ожидать, что сбалансированность бюджетов ухудшится практически во всех странах; по оценкам, существенное увеличение заимствований затронет Соединенные Штаты, Китай и ряд стран Европы и Азии. Несмотря на то, что существенное увеличение бюджетного дефицита в этом году является необходимой и правильной мерой для многих стран, в некоторых случаях исходное положение говорит об уязвимости (в 2019 году уровень глобального государственного долга составил 83% ВВП). Ситуация еще более тревожная для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, которые сталкиваются с многочисленными шоками, в числе которых —пандемия, резкое ухудшение финансовых условий, слабый внешний спрос и (в случае стран –экспортеров биржевых товаров) снижение цен на биржевые товары. Даже несмотря на усилия мирового сообщества по смягчению подобных финансовых ограничений, этим странам придется пересмотреть приоритеты в пользу расходов на здравоохранение, при этом обеспечивая предоставление основных государственных услуг (транспорта, энергетики, связи) и социальную защиту.

Пока что масштаб влияния COVID-19 на государственные финансы весьма неясен и будет зависеть не только от продолжительности пандемии, но и от того, будет ли восстановление экономики быстрым или кризис еще долго будет давать о себе знать. Поскольку поддержка государственного сектора предоставляется в исключительных масштабах, в том числе с помощью таких механизмов, как кредиты и гарантии, прозрачность играет ключевую роль в управлении бюджетными рисками. По мере того, как странам удастся сдержать пандемию и приостановки работы предприятий прекратятся, более эффективным инструментом стимулирования восстановления экономики станет широкомасштабное скоординированное бюджетное стимулирование (в зависимости от финансовых ограничений стран). Также будет уместно отказаться от использования исключительных мер, внедренных во время кризиса. Как только экономики восстановятся, нужно будет достичь прогресса в обеспечении устойчивости долговой ситуации, говорится в документе.

up