Правительства всего мира, и прежде всего демократии, все хуже справляются с главными планетарными проблемами. Неспособность обуздать изменение климата и пандемию, в свою очередь, ведет к кризису легитимности. Настал ли тот момент, когда государствам для решения глобальных проблем следует делегировать часть своих полномочий некоему наднациональному политическому институту? Об этом в беседе с Нилсом Гилманом и Джонатаном Блейком рассуждает философ и политолог Фрэнсис Фукуяма.
Wassily Kandinsky, 1931
Потребность в международном сотрудничестве сейчас актуальна как никогда прежде. Но я всегда был сторонником сотрудничества между народами. Наднациональные структуры, обладающие реальной властью и полномочиями, сами становятся причиной сложных проблем, которые никто еще не смог полностью решить. Национальное же государство остается важным по двум причинам.
Во-первых, оно имеет монополию на законное применение насилия для обеспечения соблюдения законов, поддержания внутреннего порядка и защиты нации от внешних врагов. Что произошло во время европейского долгового и миграционного кризиса? В теории Евросоюз — это объединение, которое может диктовать всем единые правила. Но лишь до того момента, пока какое-либо из могущественных государств-членов — или даже менее могущественных, таких как Венгрия, — не увидело, что решение ЕС влияет на их ключевые интересы. Тогда они просто сказали: «Да пошли вы, мы не так играем». И ЕС ничего не мог с этим поделать. Так что я думаю, что власть останется на уровне национального государства. Я просто не вижу способа, при котором управление применением насилия могло бы быть делегировано вышестоящей наднациональной структуре когда-либо в ближайшем будущем. Если ЕС не может этого сделать, я не понимаю, как это может работать где-либо еще.
Во-вторых, национальному государству присуща культурная легитимность. Люди верят, что у них есть общий набор ценностей, традиций или исторических нарративов. Причем важность этих общих нарративов не уменьшается; наоборот, они стали слишком сильными, и национализм снова на подъеме. Я не думаю, что государство может существовать без лежащей в его основе идентичности, которая заставляет граждан полагать, что они все являются частью одного политического целого.
Я не вижу способа, при котором управление применением насилия могло бы быть делегировано вышестоящей наднациональной структуре когда-либо в ближайшем будущем
В общем, политическая необходимость иметь развитые институты, способные контролировать процессы за счет применения насилия, и культурная потребность общества верить в эти институты контроля, по-прежнему находятся на уровне национального государства. И чтобы решать планетарные проблемы, сначала нужно заставить сотрудничать национальные государства, а не делегировать серьезные полномочия по принуждению более высокоуровневой структуре.
Отчасти национальное государство остается таким прочным еще и потому, что у нас было 300 лет, чтобы подумать о том, как строить институты на этом уровне, о системе сдержек и противовесов, о парламентских и президентских системах и так далее.
Однако чего никто из ученых несколько десятилетий назад не ожидал, так это повсеместного упадка доверия к институтам. Но некоторые из причин этого упадка на самом деле отражают позитивные изменения. По сравнению с тем, что было 50 лет назад, доверия к институтам действительно стало гораздо меньше, в то же время существенно вырос уровень образования и благосостояния. Эти два факта прямо связаны между собой: если вы необразованный крестьянин, вы доверяете своему помещику или иному авторитету, который приходит и говорит вам, что делать. Но если вы получаете образование, вы уже не сможете слепо уважать власть только из-за того, что ее представитель носит форму. Так что в некоторой степени снижение доверия к институтам отражает тот факт, что люди стали мыслить более критически.
Снижение доверия к институтам напрямую связано с ростом образования и благосостояния
Кроме того оно отражает разнообразие, распространяющееся по всему миру. Раньше почти в каждой развитой стране институты управлялись группой пожилых белых мужчин, которые учились в одних и тех же школах, ходили в одни и те же загородные клубы и принадлежали к одним и тем же социальным кругам. Теперь же замкнутый круг власти во многих странах разорван. Сопоставимого уровня доверия к элите уже нет, но в конечном итоге это хорошая вещь.
Наконец, объем доступной информации о мире сегодня огромен. Обычно в этом винят социальные сети, но геополитический аналитик Мартин Гурри, например, утверждал, что это касается и газет, и телевидения, и кинематографа. Все, что мы думаем, что мы знаем о мире, мы получаем опосредованно — через экран, а потому мы все меньше держим прямую связь с реальностью. Это, безусловно, также подорвало способность иметь общие нарративы, что тоже в долгосрочной перспективе способствовало упадку авторитета власти.
Как же тогда можно решить глобальные проблемы? Конечно, может измениться восприятие людьми неотложности некоторых угроз. Но этого еще не произошло ни в случае изменения климата, ни в случае пандемии.
Проблема изменения климата заключается в том, что с политической точки зрения это совершенно «неправильный» вид угрозы. Устранить ее можно только авансом. Скорее всего, вы даже не почувствуете никаких выгод. Их почувствует кто-то в другой юрисдикции или кто-то, кто еще не родился и не имеет права голосовать. У нас действительно мало стимулов двигаться в этом направлении.
Изменение климата — «неправильный» вид угрозы
Страх, который возникает, когда мы говорим о создании серьезной, мощной наднациональной организации, связан прежде всего с вопросом сдержек и противовесов. Как мы можем быть уверены в том, что любые новые полномочия, которые будут ей делегированы, будут использованы исключительно для решения планетарных проблем, а не для каких-либо других целей? Политические институты долгое время были просто машинами для накопления власти и практически не использовали свои полномочия в конструктивных целях.
Поэтому прежде чем создавать наднациональную структуру, нужно продумать политическую стратегию достижения этой цели. Это похоже на создание конституции. Нельзя поручать разрабатывать эту конституцию действующему законодательному органу: все, что они будут делать, — это защищать свои существующие полномочия. Вам нужно выяснить, как привлечь к этому процессу новых заинтересованных лиц.