В результате военной агрессии Таджикистана в Кыргызстане пострадали около 200 человек, погибли 59. Многих раненых перевели из больниц Баткенской области в стационары Бишкека и Оша. Журналисты поговорили с пограничниками, находящимися на лечении в Национальном госпитале. Полные имена и звания не указываем по просьбе Погранслужбы ГКНБ.
Улукбек вырос в многодетной семье в Ошской области. Один его брат выбрал путь милиционера, другой стал частным предпринимателем, а сестра — медиком.
«Я же с детства мечтал стать военным, быть офицером, защищать свою Родину на границе. Мой прадед был участником Великой Отечественной войны, возможно, этим могу объяснить свой выбор. После школы поступил в военное училище, потом служил в Пограничных войсках на заставах, окончил Академию ФСБ России. Служу в Баткенском направлении третий год.
Отец, как узнал о моем ранении, сказал: «Хватит, увольняйся!», тем более я уже пенсионер несколько лет. Но я до конца буду защищать Кыргызстан. Скорее бы выписали, сразу поеду обратно в Баткен, хочу именно там остаться», — сказал военнослужащий.
Во время вторжения Таджикистана в Кыргызстан он получил осколочные ранения обеих ног и предплечья.
«16 сентября шел бой, передо мной взорвался снаряд. Взрыв — и как удар током по ногам, я упал. Рядом были военнослужащие, успокоил их, попросил снять мое снаряжение, брюки. У всех военнослужащих имеется ИПП (индивидуальный перевязочный пакет. — Прим. 24.kg), в программе обучения — оказание первой медицинской помощи при получении травм и ранений. Все солдаты умеют это делать. Не помню, был ли жгут в ИПП, вытащил ремень, наложил давящую повязку, держал руками. Меня подняли на руки и понесли в машину. А бой продолжался, вокруг свистели пули», — вспоминает Улукбек.
Страха не чувствовал. Боевой опыт у меня с 2019 года. Первый раз было страшно, а на третий-четвертый уже привыкаешь.
Улукбек
«По дороге в больницу я продолжал ставить задачи и корректировать действия военных по телефону, докладывал ситуацию руководству. Меня отвезли в ближайший населенный пункт в больницу, где оказали первую медицинскую помощь и на гражданской автомашине направили в город Раззаков, где меня встретили врачи из Бишкека. Остановили кровотечение и вечером отправили на самолете в столицу. 17 сентября меня прооперировали, изъяли все осколки, чувствую себя уже лучше, появилось настроение. Спасибо врачам и медперсоналу», — говорит он с благодарностью.
Улукбек женат, вместе с супругой воспитывают четверых детей. Они живут в Лейлекском районе в военном городке, сейчас семью эвакуировали.
«Жена тоже военнослужащая, любит свою страну, патриотка, поддерживает меня, ухаживает за мной здесь. Не знаю, как сообщили ей о моем ранении, но говорить родителям я запретил. Они как-то сами узнали. Хочу, чтобы наши дети пошли по моим стопам. Если они выберут другую профессию, то только после службы в армии и получения военного билета. Но один сын обязательно поступит в военное училище и станет офицером», — поделился планами пограничник.
«Молодым кыргызстанцам тоже советую служить в армии, обучаться военному делу, владению оружием, тактике ведения боя. Если не мы защитим свою Родину, тогда кто? Есть такая пословица: «Хочешь мира, готовься к войне». Мы должны быть готовы днем и ночью. Надо укрепить мощь нашей армии, улучшить боеготовность, ускорить решение вопроса о демаркации границ с Таджикистаном.
У нас были в достаточном количестве личный состав, боевая техника, оружие. Все были обеспечены экипировкой, снаряжением, имелись бронированные машины. Мы были готовы, но такого масштаба не ожидали. Нападавшие были не военнослужащими. Бородатые, в разной форме одежды, в основном черного цвета, кричали «Аллах акбар!» У них не было чувства страха, они шли на смерть без прикрытия. Мы таких людей впервые видели», — признался он.
Курбанбек служит в Баткене по контракту больше года. Молодой, неженатый. Старший в семье, всего их шестеро братьев и сестер. После школы учился в Ошском профессиональном лицее на водителя, сварщика, а потом уехал на заработки в Россию. Работал на Дальнем Востоке железнодорожником.
Весной 2021-го прочитал в новостях об очередном вооруженном конфликте на кыргызско-таджикской границе, жертвами которого стали 36 граждан КР.
«Именно тогда я принял для себя решение идти служить. Родители сначала были против, но я сказал, что сам этого хочу. В сердце у меня что-то щелкнуло и до сих пор держит в Баткене», — сказал военнослужащий.
Он был в наряде на посту 16 сентября.
«Рано утром военнослужащие Таджикистана начали предпринимать военные действия, заняли позиции. Я доложил начальству. Вскоре они начали стрелять из миномета, а потом их войска зашли на нашу территорию. Я тоже начал стрелять, они меня не заметили между камнями. Наши пограничники старались удержать позиции, но сделать это было сложно: врагов было очень много, несколько групп снайперов, пулеметчиков. Это были наемники, здоровые, бородатые, они ничего не боялись. Таджикские военные другие, мы же рядом служим, видим их, знаем.
Позже мне пришлось выбираться, поскольку таджики прошли вперед. Их снайпер попал мне в голову, в каску, вторая пуля попала в правую грудь. Бронежилет помог частично, но калибр был большой. После ранения я упал с горы, с высоты примерно двух метров, лежал на камнях вниз лицом. Они думали, что я умер. Один таджикский военный спустился, начал меня обыскивать, не знаю, что он искал. Но, когда он меня перевернул, я его убил ножом. Страха в тот момент не было. Он упал с горы, а я остался между камнями до вечера. Какие мысли у меня тогда были? Я хотел стрелять, но автомат мой при падении остался сверху, кроме ножа, с собой у меня ничего не было. С наступлением темноты смог спуститься вниз, меня забрали в больницу, прооперировали в Лейлеке, а потом перевезли в Бишкек», — рассказал Курбанбек.
Как поправлюсь и как разрешат врачи, вернусь обратно. Буду служить, защищать наш Кыргызстан.
Курбанбек