В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в Казахстане, с 22 марта начал действовать запрет на вывоз с территории этой страны нескольких видов социально значимых продуктов, в частности, муки, сахара, гречки, подсолнечного масла и некоторых видов овощей.
Формулировка отданного распоряжения, как его изложил министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов, позволяет судить, что это ограничение пока что на месяц, до окончания срока введенного ранее чрезвычайного положения; однако, не факт, что и то, и другое, не будет продлено, если пандемия будет продолжаться. При этом министр отметил, что "государство обеспечивает открытость границ для грузовых перевозок и сохранение экспортных поставок".
Такое решение вызвало тревогу у южных соседей Казахстана. Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан либо приобретают эти виды товаров в РК, либо привозят транзитом, в том числе из России.
Чем вызвано это решение, вполне понятно — любое правительство обязано контролировать социально-экономическую ситуацию в стране. Но отметим, что Казахстан — республика, собирающая много зерна, она имела и имеет большой переходящий его запас. В 2019 году Казахстан собрал урожай в 19,3 миллиона тонн зерна, при этом на начало 2019 года запас зерна прошлых лет составил 14,4 миллиона тонн.
Внутреннее потребление Казахстана складывается из семенного фонда — 6 миллионов тонн, продовольственного потребления — 5 миллионов тонн, переработки в промышленном производстве — 1,8 миллиона тонн, потребление населением (как корм скоту и тому подобные нужды) — 0,3 миллиона тонн и потери около 0,6 миллиона тонн. Итого всего 13,7 миллиона тонн внутреннего потребления.
Наличные ресурсы урожая и запаса — 33,7 миллиона тонн минус потребление 13,7 миллиона тонн и получается остаток в 20 миллионов тонн. Из них около 8,5 миллионов тонн зерна Казахстан экспортирует, так что чистый остаток на начало 2020 года должен составлять 11,5 миллионов тонн. Это меньше, чем в прошлые годы, когда казахстанские аграрии дружно жаловались на переполненные элеваторы и склады, но все же очень значительный продовольственный ресурс.
При населении Казахстана порядка 18,8 миллионов человек и среднедушевом потреблении в 2019 году в 120 кг хлебопродуктов, на все нужды населения хватило бы около 3 миллионов тонн (при 75%-м помоле). Наличного запаса на начало 2020 года хватает Казахстану почти на четыре года. Так что с точки зрения запасов, проблем с хлебом в Казахстане нет.
Но проблема с хлебом существует у южных соседей Казахстана. Кыргызстан в 2019 году импортировал муки 69,2 тысячи тонн. В декабре 2019 года обсуждалось даже введение моратория на импорт муки. Республика импортировала в том же году 153 тысячи тонн зерна при собственном урожае в 1,8 миллиона тонн, в том числе 665,7 тысяч тонн пшеницы. Продовольственного зерна не хватает — потребление около 768 тысяч тонн, а необходимый импорт составляет 102,3 тысячи тонн. Но в целом ситуация вовсе не катастрофическая.
Узбекистан и Таджикистан импортируют гораздо больше. Узбекистан в 2019 году закупил 500 тысяч тонн муки и 3,2 миллиона тонн зерна, то есть примерно половину своего продовольственного потребления. Таджикистан импортировал около 1 миллиона тонн зерна и 56 тысяч тонн муки. Импортом покрывается порядка 60 процентов внутреннего потребления хлебопродуктов в республике.
Эти три республики покупают муку почти исключительно в Казахстане, и суммарный ввоз составляет 625 тысяч тонн что равноценно 833 тысячам тонн зерна при 75%-ном помоле. Среднемесячный импорт в эти три республики составляет 52 тысячи тонн муки. Без него могут возникнуть серьезные продовольственные затруднения.
По сахару ситуация несколько другая. Кыргызстан выращивает сахарную свеклу и потому имеет возможность покрыть свои потребности в сахаре. В 2019 году импорт сахара составил всего 1,3 тысяч тонн, тогда как экспорт — 19,3 тысячи тонн.
Казахстан в 2019 году импортировал 390,5 тысяч тонн сахара (219,6 тысяч тонн из России), Узбекистан — 114,6 тысяч тонн (из России 96,5 тысяч тонн), Таджикистан — 78,9 тысяч тонн (62,7 тысяч тонн). Поставки сахара-рафинада почти целиком покрывались ввозом из России и Украины. Также есть ввоз сахара-сырца для внутренней переработки.
В принципе, Россия, которая в 2019 году вывезла 640 тысяч тонн сахара, в состоянии покрыть все потребности в сахаре-рафинаде в странах Центральной Азии. Поэтому все вопросы сахарных поставок лучше решать совместно с Москвой. Казахстан в этом случае выступает своего рода транзитным хабом, по которому сахар поступает в Узбекистан и Таджикистан. Этот момент обязательно нужно учитывать, чтобы не поставить своих соседей в затруднительное положение.
Итак, сложившаяся система продовольственного рынка Центральной Азии показывает, что Казахстан играет значительную роль в снабжении Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана импортными продовольственными товарами. Любые ограничения вывоза перечисленных продуктов, даже на месяц объявленного чрезвычайного положения, ставят эти страны перед лицом серьезных трудностей. Положение на рынке Узбекистана и Таджикистана еще до коронавируса, в конце 2019 — начале 2020 года, уже было сложным, наблюдалось вздорожание продуктов, что говорит о дефиците. Введенные ограничения эти проблемы только усугубляют.
Представляется, что Казахстану необходимо не только заботиться о своем продовольственном рынке, но и бронировать определенные квоты по пшенице и муке для соседних республик, а также обеспечивать надежный и бесперебойный транзит продовольственных грузов в южные республики Центральной Азии. Постановка этого вопроса в стиле каждый за себя ничего, кроме серьезных и трудноразрешимых проблем, создать не может.
Раз уж сложилась такая ситуация и не очень понятно, сколь долго она продлится, то целесообразно в рамках ЕАЭС создать общую продовольственную комиссию (с участием Узбекистана, зависимого от рынка организации) для совместного и взвешенного решения этих проблем.