В Вооруженных силах Кыргызстана в 2018 году официально зарегистрированы четыре факта суицида и одна попытка свести счеты с жизнью. Причины таких поступков разные — в одних случаях это семейные проблемы, в других — любовные отношения.
Шестого июня 2018 года в подразделении департамента по охране и конвоированию ГСИН застрелился солдат срочной службы. В момент самоубийства он находился на посту. Парню было всего 18 лет, он прослужил один месяц.
Причины, по которым военнослужащий решил свести счеты с жизнью, остались неизвестными, но родственники погибшего отказались от претензий к ведомству.
Тридцать первого июля в здании Ленинского районного суда Бишкека застрелился солдат срочной службы департамента охраны и конвоирования ГСИН. 18-летний парень отошел в туалет и выстрелил себе в голову из пистолета Макарова. Молодой человек служил всего два месяца. О причинах такого поступка никто не знает, но проблем с сослуживцами у парня не было. Командир части и те, кто с ним служил, отзывались о молодом человеке хорошо.
В сентябре в Военном институте Кыргызстана скончался курсант второго курса. Предположительно, молодой человек совершил суицид, упав с пожарной лестницы. Военная прокуратура по этому факту назначила ряд экспертиз, которые должны определить точную причину.
В октябре 2018-го стало известно, что в Оше старший лейтенант едва не совершил суицид по вине командира 8-й мотострелковой дивизии Таланта Эргешова. Ранее Ы.А. обратился в Военную прокуратуру Ошского гарнизона, где рассказал, что командир превышает свои полномочия.
По словам адвоката Айсынат Сафарбек кызы, полковник вызвал старлея к себе и заставил обвинить сослуживца Мунара Шакенова в незаконной продаже оружия, сборе денег с тех, кто проходил призывной мобилизационный резерв.
Юрист заявила, что офицеру угрожали и запугивали, после чего он едва не свел счеты с жизнью. Оказалось, что до этого Мунар Шакенов обратился в Военную прокуратуру, где указал нарушения со стороны начальника Генштаба Райимберди Дуйшенбиева. Земляк военного чиновника, проходя службу в призывном мобилизационном резерве, был «неприкасаемым».
Генштаб в свою очередь поспешил опровергнуть эту информацию, заявив, что главу военного ведомства пытаются очернить. Кстати, по фактам, озвученным Мунаром Шакеновым, Военная прокуратура возбудила уголовное дело.
В мае 2018-го солдат войсковой части № 73809, расположенной в селе Кой-Таш, пытался покончить с собой. Он хотел спрыгнуть с вышки после издевательств командиров. От суицида его спас сослуживец.
Родители других пострадавших солдат заявили, что их детей заставляли копать арыки, работать на стройке. По данному факту Военная прокуратура возбудила уголовное дело, сейчас оно рассматривается в суде.
В июле 2018-го в исправительной колонии № 1 в селе Молдовановка солдат срочной службы департамента охраны и конвоирования выстрелил себе в челюсть. Парень находился в карауле и во время несения службы нажал на курок автомата АК-74. После госпитализации молодой человек выздоровел и через некоторое время продолжил службу.
Еще один суицид в подразделении ГСИН произошел 30 ноября в исправительной колонии в селе Беловодском. Военнослужащий-сверхсрочник застрелился из табельного оружия в оружейной комнате. Рядом с телом погибшего прапорщика обнаружили предсмертную записку.
Молодой человек просил никого не винить в своей смерти. Выяснилось, что незадолго до самоубийства военнослужащего повесилась его девушка. Военная прокуратура Бишкекского гарнизона возбудила уголовное дело, сейчас оно на стадии расследования.
Десятого декабря в Баткене на съемной квартире повесился военнослужащий контрактной службы. 23-летний сержант находился в очередном отпуске за 2018 год. Оказалось, незадолго до гибели он развелся с супругой. При нем обнаружена предсмертная записка, в которой он написал, что сожалеет о разводе и скучает по матери. Погибший просил отдать все его сбережения жене.
Военная прокуратура Баткенского гарнизона и УВД области проводят следственные мероприятия.